ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ РЕАЛИЗМА…
В арт-галерее
«МАрт», что на Марата’35 проходит выставка молодой
петербургской художницы Наташи Манелис. За границей этого автора знают несколько
лучше, чем в родном городе, но памятливые любители живописи могут вспомнить о проходившей
некоторое время назад в арт-кафе «Бродячая собака»
чрезвычайно своеобразной художественной акции под
загадочным названием «МАНЕКОН» – совместном
выступлении на одной площадке трех (как тогда казалось) представителей
петербургского авангарда – графика и поэта Б(точка)Констриктора, живописца Манелис и ее мужа – скрипача Бориса Кипниса.
Отличие новой выставки от предыдущей
(помимо того, что она – персональная) заключается в том, что значительно
пересмотренными оказались те основы, на которых покоилась творческая манера
художницы. Включение в экспозицию
нескольких узнаваемых петербургских пейзажей продемонстрировало (быть может –
без осознанного желания автора) переход с авангардных
на реалистические позиции.
Прекрасно осознавая, что «реализм» –
понятие, если не придуманное, то в значительной мере замусоренное советским
искусствоведением, все же не могу не признать, что любое течение в искусстве
рано или поздно приходит к пониманию творчества как художественного
воспроизведения автором окружающей его действительности. То же касается и каждого отдельно взятого
художника – признание недостаточности субъективных фантазий как материала для
творчества неопровержимо свидетельствует о достижении им творческой зрелости.
Когда-то Наташа Манелис
так писала о собственном творчестве:
«Стулья, скрипки, рюмки, лимоны, рыбы, луны, человеческие лица… Их взаимодействие не драматично. Это скорее полифоническое перечисление». Действительно, отдельные предметы и люди,
причудливо сочетавшиеся на ее ранних полотнах, не производили впечатления истинного
(не абстрактно-композиционного) гармонического целого. Скорее это был набор субъективных символов –
некий код, считать который было чрезвычайно сложно именно из-за его
интимности. Чужая душа – потемки, чужой
сон – тоже, пусть даже чрезвычайно разнообразный и красочный.
Классический жанр пейзажа стал тем
ключом, который помог преодолеть эту интимность – через внешнюю узнаваемость в
работы Манелис проник внутренний драматизм. Драматизм узнавания зрителем места действия
картины, которого он узнать ни в коем случае не может, так как это пространство
уже преобразовано творческим восприятием художника. Такое вот художественное дежа-вю
– зритель думает, что он оказался в конкретном месте своего родного города, в
то время как на самом деле он приобщился к внутренней реальности художника – на
какую-то долю секунды очутился в его сне.
Реализм давно уже выброшен на
задворки искусствоведения – ему почти отказали в праве называться
самостоятельным художественным стилем. Выставка
Наташи Манелис обнажила главный парадокс современного
искусства, в рамках которого именно реализм оказался лучшим орудием для
выражения самых интимных художественных переживаний.
Алексей Пасуев.